В 2014 году в рамках Форума Живых городов в Ижевске была представлена стратегия развития города Стерлитамака – второго по величине города Башкирии с 275-тысячным населением. Городской актив решил использовать нестандартные технологии в поиске стратегического видения города.
«Мы сразу понимали, что нам не нужен стандартный кирпич текста под названием «стратегия города», он у нас есть, но он существует отдельно от системы управления и к тому же не интересен ни бизнесу, ни другим горожанам, - рассказал мэр Стерлитамака Алексей Изотов. - Мы решили приступить к долгосрочному планированию как бы «с черного входа» - через поиск яркой идеи бренда города, которая увлекала бы стерлитамакцев, особенно молодых, и помогала бы им любить свой город. В этом мы видели главную задачу маркетинга Стерлитамака на первом этапе. А если возникает эмоциональная привязанность людей к своему городу, то инвесторы и туристы – это уже не проблема».
Стерлитамак – довольно стандартный «средний» город по российским меркам. Крупная промышленность (производство соды, каучука), активный потребительский рынок, торговые центры, довольно серый, «советский» внешний облик города, стандартные культурные модели поведения. Как на этом фоне искать бренд? Об этом рассказал Денис Визгалов, основатель компании «Живые города», автор концепции бренда Стерлитамака.
«Я тоже поначалу как-то растерялся, увидев, что никаких выдающихся элементов символического капитала, культурных «фишечек» у Стерлитамака нет. Однако в этом и есть соль брендинга территорий – найти увидеть у них местный «восклицательный знак», который понятен и привлекателен для жителей. Вот и здесь так случилось. Вдруг стало понятно, что в этом городе все присутствует в тройном количестве – три реки, три горы в окрестностях, три крупных предприятия, вокруг которых сформировалось три микрорайона города, три вуза, три кинотеатра, три торговых центра, и так далее. Всю историю Стерлитамака можно уместить в три больших этапа: жизнь «купеческая», «химическая» и «человеческая». Даже герб города – это три белых гуся, плывущих по голубому полю… При этом в городе два театра. И это означает что?..».
Число «три», будучи абстрактным символом, является своеобразной дополненной реальностью города, которая в случае правильного использования может конвертироваться в его добавленную стоимость.
Три – это чувство полноты, созидательное, духовное начало, третья степень, тройная защита. Три – это 3D, то есть, пространство, то есть, объем. Что значит «объёмный город»? Это не плоский, не примитивный, нескучный город. «Жизнь в объёме» - это и есть девиз в развитии Стерлитамака.
Для того, чтобы «тройка» не оставались абстрактными, отвлеченными символами, был найден и «ощутимый» символ Стерлитамака – это пирамидка Мефферта.
Стилизация пирамидки решает проблему с «сувениркой» для Стерлитамака. Пирамидка Мефферта – идеальная модель «города, умноженного на три». Во-первых, она вся состоит из треугольников – из «троек», во-вторых, она объемна и очень похожа на три горы-шиханы в окрестностях города, в-третьих – это увлекательная игра.
«В отличие от классического стратегического планирования, при брендинге города практически все позволено: не-научность, юмор, фантазия, неконтролируемая инициатива, неограниченное число и состав участников. Цель – продвижение стратегических интересов города, которые у всех городов разные. Для Стерлитамака это: сохранение талантливой молодежи, туристическая привлекательность, диверсификация экономической базы в сторону сервисной экономики, решение экологических проблем, хорошая репутация города в мире», - рассказал Денис Визгалов.
Логотип Стерлитамака основывается на цветах флага Башкортостана, а также гербе Стерлитамака.
«Пирамидка Мефферта – этот образ послужил основой для разработки основных графических элементов бренда города. Объем, состоящий из ярких треугольников – паттерн стерлитамакского бренда. Из получившихся графических элементов можно собирать любые узоры и паттерны. Несмотря на разнообразие цветов и форм, узоры однозначно указывают на принадлежность к городу любого предмета, объекта городской среды. Это происходит благодаря стандартным цветовым и графическим схемам и единой логики построения», - отметили Максим Алимкин и Александр Чернов, разработчики визуального стиля Стерлитамака.