Проект РФФИ № 19-011-00810 А «Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: комплексный сравнительный анализ» (2019-2021).
Руководитель проекта: Назукина Мария Викторовна, к.полит.н., н.с. ПФИЦ УрО РАН.
Аннотация
Основной целью проекта было определение содержания и специфики институционализации этничности в политике идентичности российских республик посредством анализа основных уровней и моделирования ее вариантов. Решая эту задачу, было концептуализировано понятие «институционализация этничности в политике идентичности российских республик» как процесса, посредством которого дискурс этничности приобретает ценность и устойчивость в политическом курсе, направленном на формирование, поддержание региональных порядков и публичное признание этнической идентичности. Предложена аналитическая модель, предполагающая выделение трех уровней процесса институционализации этничности: нормативного (устойчивое воспроизводство этничности в политических курсах, ее «нормативное ранжирование»), нарративно-мифологического (присутствие этничности в доминирующих нарративах и мифологемах региона, наличие доминирующего (этнического) дискурса) и символического (символизация и инкорпорирование этничности в символику, названия регионов, топонимику, праздники, брендинг, пантеоны региональных героев и т.д.). Указанные уровни были операционализированы через набор индикаторов и применены к анализу политики идентичности в российских республиках. Исследование показало, что на нормативном уровне этнический характер конституирования национальных республик РФ предполагает, что в той или иной мере для них характерна институционализация этничности, которая проявляется, в частности, в структуре органов власти, их репрезентации в публичном пространстве, в распределении политико-управленческих позиций по этническому принципу (power-sharing). Анализ символической политики и праздничного дискурса в республиках показал значимость этнокомпонента через культивирование героев и традиций титульного народа. Изучение публичного дискурса глав регионов позволило доказать, что общеразделяемой моделью институционализации этничности является модель акцентуации сбалансированного этнического разнообразия. Было определено, что нарративные практики институционализации этнокомпонента проявляются в распространении общих региональных мифов (об особом «народе» региона, об «особом» региональном государстве или опыте государственности республик, о культурных героях, «единения» с Россией). Анализ данного уровня продемонстрировал, что в сравнении с этническим религиозный нарратив играет меньшую роль в политике идентичности в российских республиках. В результате, во-первых, установлено, что политические лидеры республик демонстрируют разную включенность в сферу религиозного и в зависимости от этого с разной степенью активности продвигают религиозный компонент в региональном поле. Во-вторых, на этой основе выделено два типа позиционирования религии в политике идентичности (тип «активно верующего» главы субъекта и тип «этнического верующего», отличающийся слабой религиозностью). Реализация проекта основывалась на сочетании количественных и качественных методов сравнительного анализа. Были проведены пять полевых исследований в республиках Крым, Карелия, Татарстан, Башкортостан, Адыгея. Создана база данных по ключевым направлениям политики идентичности во всех российских республиках, подготовлен экспертный доклад. Результаты, полученные в ходе реализации проекта, представлены в 10 докладах на 8 научных мероприятиях общероссийского и международного уровней и в 14 публикациях, в том числе 1 монографии, 3 – тезисах докладов на конференциях и 10 – статьях в академических журналах (3 статьи в изданиях, индексируемых РИНЦ; 4 статьи в журнале, рецензируемом ВАК РФ; 3 статьи в изданиях, индексируемых в Web of Science или в Scopus).
Список публикаций по итогам проекта:
- Назукина М.В., Филиппова Е.Ю. Поздравительный дискурс «Дня республики» как компонент региональной политики идентичности: этничность имеет значение? // Ars Administrandi (Искусство управления). 2019. Т. 11, № 3. С. 345–359. DOI: 10.17072/2218-9173-2019-3-345-359
- Nazukina M. Institutionalization of ethnicity in regional identity: model of Republic of Altai // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS 2019. Volume LXXVI. No: 327. Pages:2442 – 2448. doi:https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.327
- Панов П.В. Структурные факторы институционализации этничности в политике «национальных республик» Российской Федерации // Вестник Пермского университета. Политология. 2019. № 4. С.5-18
- Назукина М.В. Персоналистские идентификаторы как инструмент политики идентичности в республиках РФ // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019. С. 432-433
- Филиппова Е.Ю. Языковой компонент в политике идентичности российских республик: модели институционализации этничности. // XIII Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Казань, 2–6 июля 2019 г. / Отв. ред.: М.Ю. Мартынова. – Москва; Казань: ИЭА РАН, КФУ, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2019.С. 485
- Назукина М. В. Институционализация этничности в политике идентичности российских республик: концептуальный анализ. – Полис. Политические исследования. 2020. № 3. С. 78-92. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.03.06
- Назукина М.В. Конкурс «Великие имена России» в российских республиках: этнический дискурс политики идентичности // Мир России. 2020. Т. 29. № 1. С. 132–152. DOI: 10.17323/1811-038X-2020-29-1-132-152
- Михалева А. Религиозный фактор в региональной политике идентичности: на примере самопрезентации лидеров Чеченской республики в социальных сетях.//Вестник Пермского федерального исследовательского центра, 2020 (3), 44-58. https://doi.org/https://doi.org/10.7242/2658-705X/2020.3.5
- Петрова Р.И., Филиппова Е.Ю. Этничность в электоральном измерении политики идентичности российских республик: между универсальным и партикулярным // Вестник Пермского университета. Политология, 2020. Том 14, № 4 С. 39-49 DOI: 10.17072/2218-1067-2020-4-39-49 http://press.psu.ru/index.php/polit/article/view/4004
- Петрова Р.И., Филиппова Е.Ю. Этничность в электоральном измерении политики идентичности российских республик // Политическое представительство и публичная власть: трансформационные вызовы и перспективы. Материалы Ежегодной всероссийской научной конференции с международным участием РАПН’2020, Москва, МПГУ, 27-28 ноября 2020 г. / Под ред. Гаман-Голутвиной О.В., Сморгунова Л.В., Тимофеевой Л.Н. - М.:Изд. МПГУ, 2020. С. 406-407
- Назукина М. В.Этничность в политике идентичности российских республик: грани институционализации. – М.: Новый Хронограф, 2021. – 176 с. ISBN 978-5-94881-523-7
- Панов П.В. Институционализация этничности в органах власти столичных городов «национальных республик» РФ // СОВРЕМЕННЫЙ ГОРОД: ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ЭКОНОМИКА. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления. Выпуск XI. Сборник научных статей. Пермь, Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2021. С. 193-203. ISBN 978-5-398-02015-1 http://history.pstu.ru/wp-content/uploads/2021/11/Sbornik_SG_20-21-193-204.pdf
- Михалева А. В. Этнорелигиозный ресурс в конструировании региональной идентичности Главой Республики Башкортостан в социальных сетях // Ars Administrandi (Искусство управления). 2021. Т. 13, № 4. С. 556–576. https://doi.org/10.17072/2218- 9173-2021-4-556-576
- Назукина М.В. , Тарасова Е.Ю. Опыт брендирования российских республик: вариативность институционализации этнокомпонента // Вестник Пермского университета. Политология, 2022. № 1. В печати
База данных «Этнические аспекты политики идентичности в российских национальных республиках» Database
Codebook Codebook
Экспертно-аналитический доклад "Символическая институционализация этничности в политике идентичности: на примере опыта брендирования республик РФ" Доклад |