Христианского образовательного центра имени свв. Мефодия и Кирилла (Беларусь)
Кафедры апологетики Минской духовной академии
VI Международная научно-практическая конференция
РЕЛИГИЯ и КОММУНИКАЦИЯ
18-20 апреля 2019 года,
Минск,
Республика Беларусь
Уважаемые коллеги!
Имеем честь сообщить вам, что 18-20 апреля 2019 года в Минске (Республика Беларусь) проводится VI Международная научно-практическая конференция «Религия и коммуникация».
К участию приглашаются ученые, преподаватели, эксперты, аналитики, специализирующиеся на изучении феномена религии в ее религиоведческом, теологическом, историческом, философском, социологическом, антропологическом, культурологическом, политологическом и иных множественных и актуальных формах и аспектах. Благодаря неоценимому вкладу Белорусского государственного университета, с 2009 г. и по настоящее время открывавшего свои двери и аудитории для этой наиболее известной на постсоветском пространстве международной научной конференции, посвященной изучению религии, Минская международная религиоведческая конференция бесспорно стала лидером в консолидации ученых всего постсоветского и восточно-европейского научного пространства.
За истекшее десятилетие Минская конференция превратилась в авторитетное международное мероприятие, участие в котором дает возможность ученым презентовать свои последние разработки, получить обратную связь от коллег, обменяться опытом исследований и научных концептуализаций. Конференция открывает новые имена и темы, порождает новые коллективы и содружества ученых.
В 2019 году Минская конференция празднует десятилетие своей работы. Заглавной темой конференции стала взаимосвязь религии и коммуникации. В ассортименте социальных трансформаций современной реальности обнаруживается активное вторжение религиозных коммуникаций и смыслов на поле публичных социальных арен. Как, впрочем, справедлива и обратная констатация – вовлечение коммуникаций политики, международного права, экономики, государства и других общественных феноменов в рефлексии, касающиеся тематики из сферы компетенций религии. Отзвуками, вторичным эхом и миражом этих обоюдоострых вторжений являются множественные общественные и медийные дискурсы о религиозации общественной жизни и политизации религии. В фокусе научных обсуждений оказываются религиозные коммуникации и коммуникации о религии, циркулирующие в различных социальных средах, пространствах и публичностях. Центральный вопрос грядущей конференции – каким образом религиозные коммуникации и смыслы вплетаются в текстуру современности, становятся ей созвучны и референтны?
Тематические направления конференции:
- История религии: коммуникативные контексты
История религии как академическая дисциплина и область научного знания представляет собой не раз и навсегда утвержденную совокупность фактических знаний, но диалогическое проблемное поле, неотъемлемым условием которого является возможность критики и дискуссии. Основные понятия и концептуальный аппарат истории религии, да и самого религиоведения, во многом обусловлены историческими обстоятельствами и само-собой-разумеющимися научными нормами второй половины XIX – первой половины XX века. Современный мир трансформирует и дополняет нововременные идеалы научности, непрестанно создает все новые модели интерпретации данных, поэтому история религии – пожалуй, самая традиционная из религиоведческих дисциплин, – как оказывается, также нуждается в обновлении, которое, в свою очередь, невозможно без академического обсуждения. В рамках работы секции мы предлагаем подвергнуть критической ревизии традиционные положения истории религии как научной дисциплины и области знания, обсудить проблемные зоны истории конкретных религиозных традиций, осмыслить современные трансформации поля религиозного с позиций истории религии и смежных дисциплин.
- Секция философии религии
Секция философии религии традиционно рассматривает проблемы гносеологии и онтологии божественной реальности, коммуникативные аспекты обоснований существования божества, а также философское осмысление базовых характеристик религиозного отношения, проблем сущности, происхождения религии через ее коммуникативную функцию. Рассматривается вклад философских концепций, тематизирующих проблему коммуникации, в философское изучение религии; коммуникация с трансцендентной реальностью в христианских и нехристианских религиозных и философских системах. В рамках секции предлагается обсудить возможности философской антропологии с точки зрения тематизации проблемы коммуникации в контексте повседневной религиозной жизни. Особое внимание уделяется человеку как субъекту религиозного отношения, формам передачи религиозного опыта.
- Секция социологии религии
Секция социологии религии посвящена обсуждению коммуникативного потенциала религиозных идеологий, религиозных организаций и сетевых религиозных сообществ в ситуации обнаженной современности, стертых границ, принципиальной реинституционализации мира. Как в зеркале социологии религии отразить изменяющиеся профили противостояния коммуникаций традиции versus инновации? Каким образом трансформируются организационные идентичности в формате локальных, международных и глобальных коммуникаций, осуществляемых религиозными организациями и сообществами поверх национальных, социокультурных, государственных и политических границ? Каковы содержания и форматы рефлексий об обществе и мире в инновационных формах коммуникации религий средствами изобразительного искусства, кинематографа, литературы? Каковы смысловые посылы религиозных коммуникаций повседневности? Как коммуникативные смыслы религий скульптурируют новый ангажемент своих последователей и заново определяют границы «мы-они», «сакральное-профанное», «священное-мирское», «индивидуальное-коллективное»?
Отдельным фокусом секционного обсуждения станет вопрос о репертуаре методологий, методов и методик проведения прикладных социологических исследований разнообразных религиозных организаций, групп, движений и сообществ в их локальных и транснациональных коммуникациях.
- Секция психологии религии
Одна из главных проблем в истории психологии религии – это проблема взаимоотношения коммуникатора и реципиента в коммуникативной ситуации. Как происходит изменений социальных и религиозных установок во время коммуникации, в чем специфика формирования поведенческих навыков у коммуникатора и реципиента? Каковы особенности символических коммуникативных намерений со стороны сверхъестественного невидимого существа в восприятии детей и взрослых? Можем ли мы рассматривать ритуал, как форму невербальной коммуникации? Какова модель коммуникации в религиозном обращении, какие изменения происходят при деконверсии?
- Секция антропологии религии
Процессы традирования и трансформации локальных религиозных представлений и практик в изменяющейся коммуникативной реальности. Антропологическое измерение религиозных институтов и форм их функционирования в исполнении коммуникативных функций: установление религиозных авторитетов и иерархий, легализация и сакрализация определенного порядка (пространства, времени), медиация их отношений. Паломничество как коммуникативный акт. Феномен мемориализации и гражданская обрядность. Процессы миграции и культурные контакты. Религиозные практики и тексты в городском и сельском ландшафтах.
- Секция культурологии религии
Насколько коммуникативный потенциал традиционных религий соответствует глобальным изменениям современных культур? Трансформации религиозной повседневности в современной культуре. Новые технологии в религиозных коммуникациях. Глобальные коммуникации и взаимовлияние религиозных практик. Традиция versus инновация в религиозной практике современности.
Новая чувствительность (человек эпохи пост-постмодерна) и религиозный опыт. Религия 3D или визуальность в религии. Религиозность online: новые формы и новые религии. Динамика религиозных и ритуальных практик в ХХI веке. Медиа-феномены на религиозном поле. Китч в религиозных практиках.
- Секция феноменологии религии
Коммуникация дает ключ к феноменологическому изучению религии сразу в двух аспектах. Во-первых, нуминозный опыт всегда завязан на выходе человека из самого себя навстречу трансцендентному, а значит и диалогичен. Изучение божественного, нуминозного самого по себе недоступно светскому религиоведению, а изучение религиозного опыта как имманентной характеристики верующего перевело бы вопрос в ряд психологических. Во-вторых, единственной возможностью превратить индивидуальный религиозный опыт в стабильную практику общины является его интерсубъективизация, от вербализации в проповеди до ритуализации в культе. Общение верующего с трансцендентным и передача полученного опыта общине — главные темы, которых должна коснуться секция феноменологии религии.
Один из классических подходов к феноменологии религии тесно связан с компаративным исследованием различных традиций (Г. Виденгрен М. Элиаде, и др.). В свою очередь, введение разных традиций в поле единого исследования может послужить основой для диалога. Такие диалоги нередки между верующими (например, практика межконфессиональной молитвы), и заседание секции может дать площадку для диалога ученых, разные традиции исследующих.
- Секция методологии религиоведения
Каковы взаимоотношения между исследователями и последователями религий? Насколько адекватными и эффективными являются инсайдерский и аутсайдерский подходы в изучении религий? Должен ли религиовед быть полностью отстранен от религиозной жизни и даже будучи нерелигиозным должен ли он контактировать с представителями изучаемой им религии? Каково состояние и специфика коммуникации внутри религиоведческого сообщества, а также взаимодействие религиоведов с другими учеными – представителями гуманитарных и общественных наук?
Отдельной темой будет обсуждение современного состояния и перспектив развития диалога между верующими и неверующими. Существует ли реально такой диалог? Возможен ли он в принципе? И главное: кому он вообще нужен?
Круглый стол «Молитва в контексте религиозной коммуникации»
Круглый стол посвящен осмыслению феномена молитвы в контексте как традиционных религиоведческих дисциплин (история религии, социология религии, психология религии, феноменология религии), так и в смежных академических полях (когнитивные науки, теория коммуникации, теория медиа и т.д.). Сравнительный анализ традиций обращения к сверхъестественному / сакральному возможен и за пределами традиционных для религиоведения предметностей – например, в сфере современной массовой культуры, повседневных нерелигиозных практик и представлений.
Круглый стол «Коммуникативный потенциал кинематографа для религии и визуальность в религиозной коммуникации»
Фокусной темой этого обсуждения станут альтернативные традиционным форматы религиозной коммуникации, в частности через кинематограф и другие визуальные формы. Религиозная тематика в художественном и документальном кино или рекламе, сериалы на или с использованием религиозных тем и символов, визуализация «невизуализируемого»: как снять трансцендентное и насколько подобные практики преформатируют традиционное понятие религиозной связи.
Принципиально новым в юбилейный год работы конференции станут лекционный форум по ключевым тематикам основных направлений современного религиоведения, социологии религии, антропологии религии; мастер-классы по методологии и методам прикладных и эмпирических исследований религиозных организаций и труднодоступных религиозных сообществ; аудио и видеопрезентации с полей проведенных эмпирических исследований; фотовыставка работ исследователей религии «Религия на перекрестке миров»; ярмарка религиоведческой и теологической литературы с презентацией книжно-журнальных новинок в области актуальных проблем изучения религии.
Рабочие языки конференции: русский, английский (без перевода).
Для участия в конференции до 25 января 2019 года
следует заполнить онлайн-форму по адресу …, после чего отправить текст выступления с обязательным указанием тематического направления или другого мероприятия конференции, в котором планируется участие (имя файла: Минск2019_Фамилия_Направление/Круглый_стол; название направления или др. мероприятия можно указать в имени файла сокращенно) на адрес rel-crossroads@mail.ru
Тексты выступлений должны быть оформлены в виде статей. Все присылаемые тексты проходят рецензирование. Оргкомитет оставляет за собой право отклонить тексты, не прошедшие рецензирование.
Требования к оформлению статей. Объем статьи составляет от 10.000 до 15.000 знаков (с пробелами, – включая данные об авторе и название статьи). Шрифт – Times New Roman, 14, с одинарным интервалом, все поля по 2 см. Сноски оформляются постранично в порядке сквозной нумерации. Литература представлена в сносках, список литературы не требуется.
В начале статьи в правом углу нужно указать: фамилию, имя и отчество автора, ученую степень и звание, должность, высшее учебное заведение или организацию, которую представляет автор, город, страну, которую представляет автор и адрес электронной почты.
К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности оплатить Ваши командировочные расходы. Однако мы постараемся обеспечить иногородним участникам конференции проживание в недорогих комнатах гостиницы Белорусского государственного университета, а также обеды в недорогой столовой.
По результатам работы конференции планируется публикация сборника материалов. Взнос на издание – € 15. Оргвзнос перечисляется после официального подтверждения о приеме заявки текстов для участия в конференции.
Организационный комитет
- Шатравский Сергей Иосифович, кандидат богословия, проректор по научной работе Института теологии имени свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета, доц. кафедры религиоведения, Минск, Беларусь (председатель Организационного комитета);
- Гигин Вадим Францевич, кандидат исторических наук, доцент, декан факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь;
- Антонов Константин Михайлович, д.филос.н., зав. каф. философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Русского религиоведческого общества; Москва, Россия;
- Островская Елена Александровна, д.социол.н., профессор кафедры теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия;
- Карасёва Светлана Геннадьевна, к.филос.н., доц. кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь;
- Сиверцев Юрий Геннадьевич, заведующий учебно-методическим кабинетом кросскультурного диалога факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь;
- Фолиева Татьяна Александровна, к.филос.н., доц. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва, Россия;
- Киселёв Олег Сергеевич, к.филос.н., старший научный сотрудник, докторант кафедры культурологии Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, член Молодежной ассоциации религиоведов, Киев, Украина;
- Костылев Павел Николаевич, ст. преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, выпускающий редактор портала «Религиозная жизнь», исполнительный секретарь Русского религиоведческого общества, Москва, Россия;
- Муха Ольга Ярославовна, к.филос.н., доц. кафедры культурологии Института философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Киев, Украина, глава Украинской Асоциации Культурологов – Львов, Львов, Украина;
- Трофимова Ксения Павловна, к.филос.н., н.с. сектора философии культуры Института философии РАН, Москва, Россия;
- Халиков Руслан Халикович — к.филос.н., президент Молодежной ассоциации религиоведов;
- Казмирук Марина Вячеславовна, магистр философских наук, преподаватель теологического колледжа им. Св. Иоанна Крестителя, Минск, Беларусь (секретарь Организационного комитета);
По вопросам, относящимся к работе конференции, обращайтесь:
rel-crossroads@mail.ru
+375 29 568 17 14 Сергей Иосифович Шатравский
+375 44 515 04 61 Светлана Геннадьевна Карасёва
https://religious.life/2018/07/vi-mezhdunarodnaja-nauchno-prakticheskaja-konferencija-religija-i-kommunikacija/ |