24 января в Пермском государственном национальном исследовательском университете прошла творческая мастерская по контент-анализу видеоисточников. Мастерская называлась "Американская национальная идентичность и образ Европы в сатирических мультсериалах" и проходила при поддержке кафедры политических наук, Пермского отделения Молодежного отделения РАПН, Лаборатории по исследованию идентичности и Информационного центра Европейского союза при Университете. В мастерской приняли участие слушатели Школы юных политологов, студенты историки и политологи очного и заочного отделений, молодые преподаватели Историко-политологического факультета.
Формат мастерской предполагал коллективное проведение контент-анализа нескольких эпизодов популярных мультсериалов для обнаружения в них элементов и ценностей национальной идентичности американцев и символического образа Европы. В качестве источников были взяты три серии трех сатирических мультсериалов:
· «South Park», 7 сезон 1 серия «I'm a little bit country»
· «The Simpsons», 15 сезон 4 серия «The Regina Monologues»
· «American Dad!», 2 сезон 11 серия, «American Dream Factory»
В раздаточных материалах участники получили отрывки из аналитических статей, посвященных сатирическим мультсериалам как предмету философского и политологического анализа (журнал «Логос», №2-2012), и таблица для контент-анализа по ряду параметров: герои, антигерои, позитивные ценности, негативные ценности и т.д. После просмотра каждой серии участники заполняли таблицы, а в конце провели совместный анализ.
В ходе дискуссии прозвучали следующие основные тезисы: - все эти мультсериалы сделаны в первую очередь как коммерческий продукт, они рассчитаны на внутреннюю аудиторию, и только потом – на экспорт - мультсериалы – это постмодерновый продукт. Отсюда «сочетание идиотизма и демократизма»: зрители могут не понимать смысла, но принимать участие в общей «игре» - они очень нравятся детям за счет яркой картинки и утверждаемого образа семьи - в «Симпсонах» и «Американском папаше» левые высмеивают республиканцев, а «South Park» делают либертарианцы. Эти сериалы представляют собой контр-пропаганду, своеобразные лакуны независимости от крупного бизнеса и государства - Гомер Симпсон по образу близок к Форесту Гампу – это кристальная, неискушенная Америка. В рассматриваемой серии она дана в противоположность манерной и опытной Европе, где в одном кадре стоят джентльмены в цилиндрах, а в следующем они уже целуются - сериалы разноплановы и полифоничны, они рассчитаны на разные группы людей – от профессоров до низших слоев. Смеясь над собой, мы становимся субъектами демократии - одна из основных черт американца в этих сериях – прагматизм, гибкость жизненной позиции. Беспринципность высмеивается в «Симпсонах» и «Американском папаше», в «Южном парке» высмеиваются те люди, которые помнят об идеях, потому что эта память лишает их индивидуальности. - используется метод обращения к исторической памяти. При этом получается так, что ссылаясь на историю, герои производят очередной продукт низкого качества для массового потребления, история показана как злейший враг. «Как историк я протестую против Саус Парка, потому что он все портит». - эти мультфильмы конструируют идентичность через деконструкцию - это обращение к смеховой культуре, о которой говорил ещё Бахтин. Здесь представлены оппозиционные ценности: семейственность и индивидуализм, страна свободы – отсутствие идентичности, лицемерие – верность партии, отказ от английского культурного прошлого – важность истории. - мультсериалы не могут конструировать идентичность, они легитимизируют американскую реальность. - это один из каналов формирования идентичности. В них повторяется и закрепляется идентичность через стереотипы - для россиян эти мультфильмы формируют образ Америки как «значимого другого», неважно, осмысливается это или нет, хотя бы на уровне идеи «а в России такого не делают». В этом понимании мультсериалы встают в один ряд с американской едой, американскими неологизмами и т.п. - такого рода продукты невозможно представить в России потому, что у нас есть проблема отсутствия чувства юмора. Американцы шутят про президента как про одного из многих, у нас политический юмор отсутствует. Юмористы нарочито дистанцируются от политики, будто её нет. И даже если можно представить себе шутку про конкретных политиков, то представить себе шутку про повседневные политические практики каждого из нас невозможно, а ведь именно этим полны мультсериалы. Американцы же никому ничего не доказывают своим юмором, они просто шутят. |