Программа «Гений места. Новое краеведение» объявляет о начале набора слушателей Школы исследования и текста на 2016 год.
Школа исследования и текста ставит своей задачей изучение, описание и популяризацию локальной истории XX века. Любая семья пережила в XX веке много драматичных эпизодов — переселение и освоение новых территорий, войны, большие стройки и маленькие бытовые революции. Мы работаем с личной и семейной памятью, с документами и свидетельствами о судьбах местных жителей и отражением в них больших исторических событий региона или страны.
Во время учебного года слушатели Школы слушают лекции и участвуют в дискуссиях с историками, антропологами и авторами лучших проектов в области нового краеведения и public history. Вместе с московскими редакторами они собирают материалы и готовят собственные проекты — мультимедиа, книги, публикации документов, выставки, городские мероприятия, документальные спектакли. Промежуточные и финальные итоги исследований в различных жанрах и форматах проходят обсуждение и публикуются на странице Школы.
В 2016 году Школа проходит на территории Сибири: в Новосибирской, Омской, Томской и Иркутской областях, Красноярском крае, Бурятии и Забайкалье. Курс длится 9 месяцев, с апреля по декабрь. Кроме двух семестров дистанционной работы с постоянными редакторами и приглашенными специалистами, он включает две очных трехдневных конференции. Первая пройдет в начале апреля в одном из крупных городов Сибири, вторая — в сентябре в Москве. В конце курса слушатели представят широкой публике свои проекты.
Весь год со слушателями Школы работают редакторы. Они также выполняют функции персонального куратора и руководителя группы, участвуют в дискуссиях, помогают искать и проверять информацию, создавать финальные проекты.
Наталья Конрадова — культуролог, журналист, редактор. Руководитель Школы исследования и текста. Работала в Российском институте культурологии, в журналах «Русский репортер», «Сноб», «Вокруг света», «Большой город».
Анна Немзер — писатель, журналист, редактор. Автор книги «Плен», соавтор виртуального музея 1990-х на сайте Colta.ru, Работала в журналах «Русский репортер», «Сноб», «Вокруг света», на радио «Свобода», на сайте booknik.ru; в данный момент — на телеканале «Дождь».
Александр Ярин — филолог, переводчик с английского и немецкого языков (философская, художественная, детская литература, драматургия). Сотрудничал с московскими театрами, работал в журналах «Еженедельный журнал», «Отечественные записки» и др.
Елена Каменская — редактор, переводчик с английского и финского языков. Работала в журналах «Итоги», «Еженедельный журнал», «Gala», сотрудничала с журналами «Новое время», «Вопросы литературы». Переводы художественной и научной литературы выходили в издательствах «Радуга», «Художественная литература», «Прогресс», «Иностранная литература» и других. Участвует в создании мультимедийных образовательных и музейных программ INTmedia.
Обучение бесплатное, проезд и проживание во время конференций предоставляет Российский фонд культуры. Мы приглашаем к участию в конкурсе всех, кто живет в Сибири, интересуется локальной историей и новым краеведением. Сбор заявок закончится 15 марта 2016 года.
Заявки надо присылать по адресу schoolrfk@culture.ru
Вы — наш кандидат, если:
• — вы старше 18 лет
• — у вас есть качественный доступ к интернету
• — вы можете потратить две недели в году на очные сессии (начало апреля и начало сентября) и еженедельно работать над темами и проектами Школы
• — вы занимаетесь или хотите заниматься историей места, в котором живете — искать и читать документы, разговаривать с людьми об их биографиях и семейных историях, создавать собственные проекты
Что нужно для участия в конкурсе:
• — CV. Нас интересует образование, трудовая биография и увлечения, даже если они не связаны напрямую с изучением истории.
• — Мотивационное письмо. Мотивация — вопрос для нас принципиальный, поэтому в письме мы хотели бы увидеть как можно более подробное изложение причин, побудивших вас подать заявку на участие в Школу.
• — Эссе не больше 7000 знаков о каком-либо эпизоде из локальной истории XX века
FAQ
Зачем приходить в Школу?
К концу года каждый слушатель Школы создает свой собственный проект, посвященный новому краеведению. И не просто создает, а с помощью своего куратора и ресурсов Российского Фонда культуры делает его достоянием общественности – публикует, представляет, выносит на публичное обсуждение. Если это документальная пьеса о жителях Иркутска, мы устраиваем открытую читку в стенах одной из иркутских культурных институций. Если мемориальный городской проект в Томске, реализуем его в пространстве города. Если найденные ценные свидетельства по истории Красноярска или Новосибирска – публикуем электронную книгу, открываем интерактивную базу данных, создаем и распространяем мультимедиа, устраиваем презентации и публичные дискуссии. Это первый и самый непосредственный результат участия в Школе: частное исследование становится достоянием общественности – прежде всего, местных жителей, но также широкой читающей и думающей русскоязычной публики. Мы рассчитываем на то, что выпускник Школы не только приобретет новые навыки, связи и заметное портфолио, но и выйдет за пределы своей предыдущей профессии, а может быть, и мировоззрения. Как именно он будет использовать свои новые свойства, мы не знаем – рассчитываем после окончания сибирского года еще неоднократно услышать новости об участниках Школы из СМИ и профессиональных гуманитарных сообществ.
Как выглядит идеальный дипломный проект?
Мы собираемся делать то, чего пока практически не существует в России: рассказывать интересные истории о местах и связанных с ними людях. Мы будем использовать современные технологии – например, платформы для создания мультимедиа. Но гораздо более важной нам кажется работа с принципиально новыми, гибридными жанрами и форматами в области public history. Они основаны на исследовании и тексте, но не сводятся к ним, а включают также культурные события, изменения городского пространства, интерактивные и краудсорсинговые проекты.
Как проходит учебный год?
Год делится на два семестра. В первом семестре участники Школы накапливают информацию, делают исследование, обсуждают и отрабатывают технику его презентации – делают мультимедиа, пишут и публикуют тексты. В качестве лекторов и ведущих онлайн-семинаров мы пригласили ведущих историков, философов, антропологов, журналистов, крупных ученых и авторов лучших проектов в области нового краеведения: Андрей Зорин, Олег Будницкий, Илья Утехин, Александра Поливанова, Илья Венявкин и многие другие. Во втором семестре слушатели работают над индивидуальными проектами и готовят их к презентации и публикации. В начале и в середине года все участники собираются на очные трехдневные конференции.
Кто такие редакторы и зачем они нужны?
Редакторы умеют придумывать темы и планировать проекты, заниматься критикой источников и искать специалистов в помощь. Они видят общую картину и занимают позицию посредника между исследователем, увлеченным своей темой, и читателем или зрителем, которого еще только предстоит увлечь – не понижая качества текста. Редактор (а также продюсер и куратор в одном лице) – это человек, с которым слушателю предстоит общаться почти целый год в еженедельном режиме, его гарантия интеллектуальной безопасности и самая внимательная и заинтересованная аудитория.
http://journal-labirint.com/?p=5940 |