Воскресенье, 19.01.2025, 04:36
Экспертная сеть по исследованию идентичности
www.identityworld.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Поиск
АТЛАС
этнических региональных
автономий (ЭРА)
 
 
Контакты
Приглашаем присылать в библиотеку свои публикации на адрес
nazukina@identityworld.ru
или
identity@list.ru

Наш баннер
Экспертная сеть по исследованию идентичности
88x31
HTML код баннера:

Региональная
идентичность России


Только для пользователей сети
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Монография ТОМ1
Монография ТОМ2
Главная » 2024 » Декабрь » 15 » Десятый Всероссийский конгресс политологов с международным участием «Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы разви
20:22
Десятый Всероссийский конгресс политологов с международным участием «Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы разви

 

Десятый Всероссийский конгресс политологов с международным участием «Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы развития».

5-7 декабря 2024 г. в Москве состоялся Десятый Всероссийский конгресс политологов с международным участием «Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы развития». Юбилейный форум Российской ассоциации политической науки – самый масштабный слет российского политологического сообщества – проходил на площадках МГИМО (У) МИД России и Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Разные форматы дискуссий – пленарных, тематических и специальных заседаниях, круглых столах, сессиях исследовательских комитетов РАПН, заседаниях молодежного отделения РАПН – собрали около двух тысяч участников из 50 регионов России. В заседаниях приняли участие также политологи и политические деятели из 46 зарубежных стран. В центре внимания были проблемы трансформации современного миропорядка и новые тенденции в политической динамике стран и регионов мира, стратегические приоритеты развития России. Особое внимание было уделено обсуждению ключевых перспективных направлений развития политической науки» (программа).


 

Заседания секций и круглых столов проходили 6 декабря. Большое внимание и особый интерес участников привлекли такие тематические направления, как новые центры мирового порядка, ценностные аспекты современного развития и роль культуры и религии, цифровая политика, политико-психологические аспекты современного развития, образ будущего России и ценностные установки молодежи, анализ идентичности как ресурса общественного развития. Более 30 человек из научно-исследовательских институтов и университетских центров России и зарубежья подали заявки на участие в заседании Исследовательского комитета по политической идентичности (ИК-18). Заседание проходило в формате круглого стола по теме «Политика развития и политика идентичности».


 

Открывая первую тематическую сессию круглого стола по теме «Контуры исследовательского поля: актуальная повестка научной дискуссии», чл.-к. РАН И.С. Семененко (г. Москва, ИМЭМО РАН) в докладе «Политика развития: горизонты идентичности» поставила вопрос о назревшей потребности в концептуализации политического развития с учетом изменений в структуре современного миропорядка и предложила трактовку политики развития как продвижения перспективного видения общественного развития и управленческих практик, соотнесенных с общественным запросом на безопасность, управляемость и социальное благополучие. Драйверами такой политики выступают институты, интересы, идеи и идентичности; закономерен поэтому растущий интерес к идентичности как ресурсу общественного развития. Особое внимание было обращено на необходимость фокусирования исследовательского внимания на анализе субъективного измерения политики и политического; традиции таких исследований были заложены в ИМЭМО в контексте изучения массового сознания еще в 1970-1980-е годы. Продвижение в международном контексте новых ценностно-политических проектов, альтернативных монополизировавшему научное поле дискурсу об «устойчивом развитии», свидетельствует о потребности в дискурсах и нарративах, способных отразить многообразие траекторий политического и общественного развития.


 

Как подчеркнул в своем докладе «Концептуализация развития: политический ракурс» к.х.н. В.В. Лапкин (ИМЭМО РАН), императив постижения современного общественного и политического развития диктует политическому исследователю задачи «конструирования развития» (понятие, введенное в свое время Г. Лассуэлом), разработки предлагаемой обществу модели развития, наполнение последней внятными образами будущего. Все это, в свою очередь, предполагает способность исследователя перейти в понимании развития от статического подхода (как последовательности состояний) – к процессуальному и эволюционному. Эффективные группы интересов продвигают на поле политики те или иные проекты развития, и в их рамках навязывают целевому сообществу свое представление о смыслах, ценностях, целях и инструментах развития. Но развитие есть особый вид движения, особый процесс, характерный лишь для предметов с качествами системности и субъектности. Поэтому «конструирование развития» сопряжено с противоречиями как между чувственной способностью воспринимать развитие как непрерывный процесс и ментальной склонностью исключать из его описания фактор времени, так и между субъективностью и партикулярностью проектов развития и (вместе с тем) их претензией на универсальность.

Доклад д.и.н. Е.Б. Рашковского (ИМЭМО РАН) был посвящен «Политологии и религиоведению – двум областям социогуманитарных знаний». В докладе было отмечено, что религиоведческое знание проливает особый свет на извечный толстовский вопрос: «Чем люди живы?» Иными словами, на обратную связь внутреннего, интимного опыта людей с их коллективными представлениями, интересами, эмоциями, институтами, предрассудками и страстями. Нынешние исследования по части политической идентичности как раз и имеют дело с такого рода обратной связью. Далее, без учета особенностей предметного содержания конкретных религий едва ли возможно понимание политических реальностей сегодняшнего дня, и притом – в «обратной перспективе» мiрового исторического опыта. И, что очень важно именно с политологической точки зрения: вышеуказанные откристаллизовавшиеся веками принципы религиозных структур – не атемпоральные, не застылые, но так или иначе вовлеченные в потоки исторического развития и влияющие друг на друга. Что особенно характерно для нынешней эпохи технологического роста, интенсивных информационных и идейных взаимодействий и массовых миграций».

 

Доклад д.и.н. М.А. Аствацатуровой (г. Пятигорск, Пятигорский ГУ) был посвящен «Субъективированию этнической идентичности в новых полицентричных политических конфигурациях». В докладе было отмечено, что мировой турбулентный контекст привел к геополитизации внутри-страновых межэтнических отношений и придал им новую значимость. Этнические коллективы, вовлечённые в межгосударственные конфликты, стремятся к оптимальным формам соотнесения и сочетания гражданского патриотизма и этнического патриотизма. Интересанты этнической идентичности в РФ, ориентируясь на внутриполитический и геополитический спрос, отставляют на задний план собственные этнические интересы, нерешенные национальные вопросы, канализированные межэтнические противоречия. В то же время очевидно, что этноидентификационные интересы, потребности и дефициты остаются в первой линейке социальных ориентиров. В связи с этим будущее субъективирование многих этнических идентичностей в гражданском российском конгломерате предполагает применение новационных методов политики этнической идентичности и, вероятно, нового общественного договора между государством и субъектами российской этносферы.

Представители кубанской школы политологии д.полит.н. И.В. Мирошниченко и д.филос.н. Е.В. Морозова (г. Краснодар, КубГУ) представили в своем докладе результаты исследования, целью которого было выявление роли нематериальных ресурсов в выработке и реализации политики развития сельских территорий. Качественный и количественный анализ данных эмпирического исследования в 12 сельских поселениях Краснодарского края позволил представить комплекс нематериальных ресурсов в виде пирамиды, включающей три яруса – базовый (локальная идентичность, человеческий потенциал и лидерство), связующий (социальный капитал и институт развития) и результирующий (уровень субъективного благополучия и доверие местной власти). Докладчики охарактеризовали четыре альтернативных эмпирических модели политики развития: модель ответственного развития; модель фрагментированного развития; дистантную модель развития; стагнирующую модель.

В выступлении к.полит.н. И.С. Башмакова (г. Краснодар, КубГУ) «Проявления и модели политического неотрадиционализма в современном мире» было отмечено, что неотрадиционализм в политике – это совокупность социально-политических институтов, практик, инструментов, использующих традиционный опыт социально-политического взаимодействия и управления государством. В зарубежной науке сложилось несколько подходов к описанию неотрадиционализма. Научный дискурс постепенно смещает акцент с анализа «изобретенных традиций», то есть намеренно созданных традиций для рационального использования в социально-политической практике, к изучению более комплексного процесса переосмысления и адаптации культурных и общественно-политических традиций, в котором участвуют как представители власти, так и общество в целом. Отмечен глобальный масштаб проявлений политического неотрадиционализма в современном мире. В выступлении были сформулированы характеристики основных моделей неотрадиционализма: исламской, китайской, индийской, европейской.

В завершение сессии к.полит.н. Т.И. Хайнацкая (ИМЭМО РАН) в докладе «Экологическая составляющая политики городского развития: стратегии и акторы» проанализировала экологическую составляющую в политике городского развития на примере города Вены. Были выделены основные стратегии городского развития и экологические направления в них, определен круг субъектов и сделан вывод о том, что сопряжение экологической составляющей политики развития и политики идентичности позволяет не только справляться с экологическими вызовами, но и усиливать социальную сплочённость, формируя уникальную городскую культуру. Экологические инициативы не только способствуют повышению качества городской среды, но и влияют на чувство принадлежности жителей к месту, их ценности и культурные предпочтения и укрепляет локальную идентичность –значимый нематериальный ресурс развития сообщества.

Вторую сессию круглого стола «Политика развития и политика идентичности: международное измерение» открыла д.полит.н. И.Л. Прохоренко (ИМЭМО РАН). В выступлении на тему «Прогнозирование развития в деятельности ООН» докладчик остановилась на проблемах развития в повестке ООН, выявления и формулирования больших вызовов, которые потенцируются процессами глобализации, как проблем мирового развития, парадигме устойчивого развития и динамике концепции устойчивого развития в плане ключевых отличий между Целями тысячелетия и Целями устойчивого развития (ЦУР), субъектности международного сообщества и ООН в политике мирового развития. Акцент был сделан на определяющем влиянии логики устойчивого развития на задачи, фокус и параметры прогнозных исследований ООН. Был также представлен краткий анализ ресурсов статистической информации и процесса прогнозирования на площадке универсальной международной межправительственной организации, отмечены трудности сбора и систематизации национальной статистики, разработки глобальных показателей ЦУР, мониторинга прогресса в достижении ЦУР. Была подчеркнута роль публикуемых в открытом доступе прогнозов ООН в новых условиях глобального цифрового пространства, а именно в формировании широкого дискурсивного поля, в котором различные государственные и негосударственные участники международной жизни рассуждают о взаимосвязанных трендах и проблемах мирового развития, глобальных рисках и угрозах и где происходит не только диффузия идей, но и норм, рождаются новые и альтернативные дискурсы и нарративы касательно мирового развития и футуристических образов мира, складывается и утверждается глобальная идентичность.

Д.и.н. Л.А.Фадеева (г. Пермь, Пермский ГНИУ) в своем выступлении, посвященном анализу политики идентичности в ЕС, отметила противоречивость этой политики в ее влиянии на политику развития: неравновесное участие стран-членов в реализации «зеленой» повестки; сложности в обеспечении гендерного баланса в управлении наднациональными институтами; оценку политики Венгрии по защите национальной идентичности как угрозы европейской идентичности и ценностям; доминирование негативных внешних целей интеграции, что сопровождается идентификацией ЕС как военно-политического союза с соответствующим курсом на перевооружение, рост военных расходов и агрессивную риторику в отношении России и частично Китая. В таком варианте политика идентичности может стать камнем преткновения для реализации политики развития ЕС.

К.филос.н. О.Л. Саркисян (г. Ереван, Республика Армения, Российско-армянский университет) посвятил свой доклад трансформации армянской идентичности в контексте дихотомии кризиса и модернизации. В выступлении были проанализированы проявления попыток модернизации армянской идентичности и сделан вывод о стремлении нынешней политической власти страны пересмотреть ценности и смыслы, являющиеся основными скрепами идентичности Армении и всего армянства. В дискурсе власти основной скрепой современной идентичности должна стать армянская государственность, Республика Армения в конкретных границах. Такая трансформация частично возможна при условии целенаправленного гражданского просвещения на основе институтов образования, но пока такая система не функционирует. В случае же общин армянской диаспоры ситуация более проблематична, поскольку ее представители – носители традиционной мифологизированной модели армянской истории. В целом события последних лет вызывали кризис армянской идентичности и ведут к атомизации общества, а абсолютизация конструктивистского подхода и отказ от выработанных веками устоев представляет серьезную угрозу консолидации армянского общества.

В продолжение этой темы к.полит.н. Н.А. Дунамалян (г. Ереван, Республика Армения, Российско-армянский университет) проанализировал настроения современного армянского общества, остановившись на восприятии основных побед и поражений армянской истории. Последствием Второй Карабахской войны стала потеря ключевого элемента политической идентичности граждан Армении, основания национальной консолидации, а изменение ситуации, как было аргументировано в докладе, привело к преобладанию «негативной» повестки в отношении прошлого, и стимулировало процессы «демифологизации» одних и ремифологизации других событий прошлого. В официальном дискурсе возобладало стремление представить историю как источник кризиса идентичности; однако концепт «реальной» Армении без ее истории нежизнеспособен, выбор между «повторяющимся прошлым» и «бессодержательным будущим» – это тупиковый путь.

К.полит.н. И.В. Кудряшова (г. Москва, МГИМО (У) МИД России) представила доклад о тюркских меньшинствах в арабском национальном государстве и их идентичности. Туркоманский вопрос был рассмотрен в двух контекстах – структурном и идентичностном, т. е. вписан в рамку государственного и национального строительства. В качестве аналитического инструмента использован «треугольник Брубейкера». Представленные в докладе результаты исследования показывают, что идентичность туркоман в дополнение к этническому и религиозному приобрела национально-государственное измерение. В частности, туркоманы и Сирии, и Ирака выступают за гражданскую полиэтническую нацию и широкие культурные права. Крупнейшие и наиболее влиятельные политические организации туркоман созданы при активной поддержке Турции, однако политически «тюркский мир» вариативен. В Ираке стремление туркоман к турецкой опеке уступает место желанию сотрудничества двух государств; в Сирии де-факто туркоманская автономия вдоль турецко-сирийской границы приобрела устойчивую значимость и для туркоман, и для «внешней родины». Есть и группы туркоман, для которых приоритетное значение имеет конфессиональная идентичность.

К.и.н. В.И. Кузнецова (г. Москва, ИЛА РАН) в докладе, посвященном «Политике идентичности и практикам коммеморации в современной Бразилии», указала на противостояние в бразильском обществе двух полярных проектов национальной идентичности, в основе которых лежит расовый дискурс – концепции расовой демократии и «афробразилидади», ядром которого стал африканский компонент бразильского расового и этнического плавильного котла. Практики коммеморации являются значимым и видимым индикатором такого противостояния. Это два взаимоисключающих проекта, один построен на идее забвения правды о рабстве, второй – на отторжении забвения и признании конфликтного противостояния и борьбы за справедливость как оси политической истории страны. Ярким выражением этого ценностного раскола становятся итоги двух последних электоральных циклов, разделивших Бразилию практически на две части.

В докладе к.полит.н. Т.И. Попадьевой (ИМЭМО РАН) «Макрополитическая идентичность на пути политики развития» было проанализировано влияние славянской идентификации на политику развития государств на Балканах. В выступлении было отмечено, что сравнение кейсов Сербии и Хорватии позволяет наблюдать сегодня некоторый отход от славянской идентичности в пользу территориальной, что сопровождается размыванием прежних ориентиров. Однако в Сербии и Хорватии сохраняется запрос на примирительные конструкты, снижающие этнополитическую конфликтность. В этой связи славянская макрополитическая идентичность может стать механизмом консолидации сербского и хорватского обществ.

Третья и четвертая сессии круглого стола были посвящены общероссийским, региональным и локальным ресурсам политики идентичности и политики развития. В докладе «Северный Кавказ как объект макрорегиональной идентификации» д.полит.н. З.А. Жаде (г. Майкоп, Адыгейский ГУ) представила промежуточные результаты исследовательского проекта «Макрорегиональная идентичность на Северном Кавказе: практики формирования, потенциал развития, влияние на национальную консолидацию». Докладчик акцентировала внимание на том, что значение макрорегиональной идентичности в системе нематериальных ресурсов развития территорий актуализируется ввиду очевидного возрастания роли макрорегионов в «ответственном развитии» России. В связи с появлением новых дискурсов предложено расширить концепцию многоуровневой идентичности, обоснованную адыгской школой в 2006 г., и в качестве промежуточного уровня между региональной и национальной идентичностями встроить макрорегиональный уровень. Особое внимание было уделено анализу макрорегиональной идентичности на Северном Кавказе, при этом обозначены способы интерпретации дефиниции «северокавказцы» и определены основные акторы формирования макрорегиональной идентичности. Отмечено многообразие традиционных и инновационных практик позитивного укрепления макрорегионального уровня идентичности. По мнению автора, инновационные практики позитивного укрепления макрорегионального уровня территориальной идентификации следует рассматривать как один из шагов по укреплению российской национальной идентичности и как значимый фактор влияния на консолидационные процессы на макрорегиональном и национальном уровнях. Подчеркнуто, что конструирование макрорегиональной северокавказской идентичности – это своеобразный промежуточный этап формирования российской национальной идентичности, ее конкретизация, и одновременно, ресурс ее прочности в нынешней сложной геополитической ситуации.

В продолжение представления результатов исследования к.соц.н. Е.В. Куква в докладе, посвященном укреплению позитивной макрорегиональной идентичности на примере Северного Кавказа, поставила вопрос о наличии запроса на формирование северокавказской макрорегиональной идентичности и ее позитивном ресурсном потенциале, а также об оценке эффективности такого ресурса развития региона и сопутствующих этим процессам вызовах. Особое внимание было уделено проблемам изучения макрорегиональной идентичности, разрывам и противоречиям в ее концептуализации на примере Северного Кавказа.

Д.и.н. Ю.Г. Чернышов (Барнаул, АлтГУ) в докладе «Политика развития в условиях “прерывистой” региональной идентичности» отметил, что происходившие в нашей стране глобальные «сломы» (например, после крушения Российской империи или после распада Советского Союза) оставляли глубокие травмы и «пробелы» в исторической памяти и в самосознании поколений. На региональном уровне многие факторы способствовали усугублению такой «прерывистости» идентичности, однако эта тема пока мало изучена. Проведенное исследование показало, что существуют определенные пробелы в историческом самосознании жителей двух регионов – Алтайского края и Республики Алтай. Например, если для населения Республики Алтай важную роль играет древнее историческое наследие, то в самосознании жителей Алтайского края память о древней истории региона почти не прослеживается. Значительная разница наблюдается и в отношении к «имперскому» и «советскому» периодам. При этом в обоих случаях можно говорить о «прерывистой» идентичности, когда история территории и ее населения не рассматривается как единое и непрерывное «свое» прошлое, а фрагментирована на отдельные отрезки, в отношении которых проявляется либо почитание, либо забвение. Такая «прерывистость» идентичности вряд ли является благоприятным фактором для политики развития, поскольку она может углублять расколы в обществе. На региональном уровне это нередко осложняется еще рядом факторов, связанных с локальными «сломами» в сферах экономических, политических, социальных, религиозных отношений.

Выступление к.и.н. А.Д. Дерендяевой (г. Барнаул, АлтГУ) «Идентичность отдельных локальных сообществ: особенности формирования в сельской среде (на примере казахов Алтая)» было посвящено исследованию процессов формирования идентичности в отдельных локальных сообществах, в сельских населенных пунктах. Так, были изучены отдельные этнические сообщества, казахские «этнодеревни» Алтая. Были выделены ключевые маркеры идентичности. Также была отмечена важность сохранения института историко-культурного наследия в данных локальных сообществах. Было показано, что, чем выше уровень идентичности, тем лучше передаются из поколения в поколение ключевые объекты как материального, так и нематериального наследия. Было подчеркнуто влияние других локальных культур, которое приводит к феномену «пересечения локальных идентичностей». В целом была отмечена взаимосвязь имиджа отдельных сельских населенных пунктов с имиджем целого региона.

К.полит.н. Н.Т. Русия (Краснодар, КубГУ) в докладе «Практики гражданской солидарности в политике развития территорий юга России» выделила и описала наиболее значимые факторы формирования гражданской солидарности (институциональный, ценностный, внешние вызовы и угрозы, мобилизационный потенциал жителей территории, форматы взаимодействия в сложившейся поселенческой структуре и фактор лидерства), которые можно использовать для мониторинга потенциала консолидации жителей территорий Южного федерального округа и для включения в аналитическую модель оценки нематериальных ресурсов локальных территорий. На материалах регионов Южного федерального округа были охарактеризованы стратегии актуализации гражданской солидарности на основе двух критериев: субъектов, формирующих основания для солидарности, и уровня реализации повестки.

 

Просмотров: 147 | Добавил: MakoFka | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Новости
[15.12.2024]
Десятый Всероссийский конгресс политологов с международным участием «Россия в полицентричном мировом порядке: вызовы и новые парадигмы разви (0)
[27.10.2024]
«Современная идентичность в условиях глобальных вызовов», СПб 10 -11 декабря 2024 года (0)
[11.02.2024]
XXIII ежегодная интернет-конференция АШПИ «Роль историко-культурного наследия в формировании имиджей регионов» (0)
[30.01.2024]
Конференция «Позитивный опыт регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в регионах Российской Федерации», Казань 28-29.06.2024 (0)
[23.01.2024]
Опубликован обзор материалов круглого стола “Идентичность в условиях трансформации миропорядка: дискурсы и нарративы”. (0)
Друзья сайта
  • Институт философии и права УрО РАН
  • Сайт кафедры политических наук ПермГУ
  • Кафедра политических наук ПермГУ

  • Российская ассоциация политической науки (РАПН)
  • РАПН

  • Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО)
  • ИМЭМО РАН

  • Журнал "ПОЛИС"
  • Журнал 'ПОЛИС'

  • Журнал "Лабиринт"

    Лабиринт.Журнал социально-гуманитарных исследований

  • Идентичность © 2009 - 2025
    Хостинг от uWeb